11.09.2016

Особенности стиля Вин Чун версии Ип Мана. Ответы на основные вопросы.

Сегодня трудно проверить легенды о Вин Чун. Происхождение было приписано Им Вин Чун, Нг Муй и даже содружеству шаолиньских монахов, которые искали более быстрый способ развить высшее мастерство кунг фу, чтобы свергнуть династию Цин. Принято считать, что стилю Вин Чун более двухсот лет.

Через какое-то время возникли различные ветви стиля Вин Чун. Лучший известный сегодня стиль называют «стилем Ип Мана» или «гонконгским стилем» Вин Чун. Однако, даже прямые ученики Ип Мана имеют много различий. Ип Ман сам неоднократно изменял обучение за время его жизни. Некоторые ученики предпочли его ранние обучение и сохранили его, в то время, как другие провели собственные исследования и предпочитают то, что они обнаружили сами. Таким образом, сегодня существует много стилей Вин Чун. Кроме ветви Ип Мана существуют и многие другие. Наиболее известными из этих других ветвей являются:

  • Юэн Кай Шань (Yuen Kay Shan) Вин Чун,
  • “Красная Джонка” Вин Чун,
  • По Лай Фа (Po Lai Fa (?) Вин Чун,
  • Пан Нам (Pan Nam) Вин Чун

Ип Ман Вин Чун

и несколько других ветвей в китайской провинции Фуцзянь (Fatsan) и некоторых других частях Китая.

Согласно мастеру Ван Киу (Wang Kiu), ученику первого поколения у последнего мастера Ип Мана, Вин Чун называется «Ортодоксальный Шаолинь» в Северном Китае и «Вин Чун” на Юге, потому что Им Вин Чун представила стиль там. «Ортодоксальный Шаолинь» означает, что Вин Чун основан на хороших движениях из различных боевых искусств Шаолиня. Мастер Ван Киу также полагает, что стиль Богомола и Син-И являются искусствами, связанными с Вин Чун, так как многие их принципы и движения весьма похожи.

Великий мастер Ип Ман обучил несколько групп учеников и различных частных учеников. Признанные старшие из первых учеников, которым он преподавал:

  • Леун Шеун (Leung Sheung), первый ученик,
  • Лок Ю (Lok Yiu), второй ученик,
  • Цуй Шань Тин (Tsui Shan Tin), третий ученик.

Леун Шеун, Лок Ю и Цуй Шань Тин помогли мастеру научить многих других. Наиболее известными учениками Ип Мана были Вон Шун Леун в Гонконге и легендарный Брюс Ли, который переехал в США в 1959 году. На Брюса Ли особенно сильно повлияли два старших ученика Ип Мана, которыми он восхищался – Вон Шун Леун и Вильям Чеун. Оба они до сих пор преподают во всём мире. Вон Шун Леун был, возможно, наиболее известным мастером Вин Чун из-за многочисленных схваток вызова, которые он выиграл против представителей многих популярных стилей кунфу.

Когда Ип Ман умер, не было никакого законного преемника, названного им, который должен был возглавить стиль. Многие из его учеников добились больших достижений в искусстве, поэтому, по политическим причинам, был создан специальный комитет, который должен был наблюдать за будущим развитием. Некоторые ученики откололись и сформировали их собственные организации. Организация “Вин Чун Леуна Тина” – это самая большая отдельная организация кунфу в мире. Организация традиционного Вин Чунь, которую возглавляет Вильям Чеун следует за ней. После сильной политической конкуренции между различными учениками Вин Чун в конце 1960 – 1980-х годов гонконгский комитет Вин Чун и несколько шифу во всём мире снова пытаются объединить семейство Вин Чун.

Об искусстве Вин Чун

Вин Чун кажется одним из самых простых стилей китайского кунфу. Три комплекса движений без оружия охватывают всю суть этого искусства. Вин Чун также использует длинный шест (некоторые ветви используют копье) и популярные ножи–бабочки из Южного Китая. Тренировочная программа состоит из форм, упражнения “липкие руки”, комплекса упражнений с деревянным манекеном, тренировки с ударным мешком и, наконец, свободного спарринга.

На самом деле в “простых” формах Вин Чунь заключено большое количество знаний. Первая форма называется «Форма Малой Идеи». Эта форма содержит почти полное теоретическое обоснование стиля. Последующие формы увеличивают или добавляют что-то к концепциям первой формы. Однако, первая форма содержит корни всех более поздних техник. Значение «Формы Малой Идеи» состоит в том, что она подобна семени, которое содержит все знания, необходимые, чтобы сделать ваше кунфу хорошим. Когда семя должным образом лелеют, оно должно превратиться в здоровое растение. Точно так же, когда первую форму тщательно отрабатывают, то ваше кунфу будет сильным.

Почему Вин Чун популярен?

Согласно мастеру Ван Киу, Вин Чун есть драгоценный камень среди боевых искусств. Имеются другие хорошие боевые искусства, но даже среди них Вин Чун выделяется. Стиль является простым, изящным, эффективным и приятным для практики.

Привлекательность стиля Вин Чун в его простоте и глубине. Китайская игра го, шахматы, музыка и математика знают, что несколько хорошо выбранных концепций могут создать богатство выражения, которое можно исследовать всю жизнь. Это имеет место в Вин Чун. Некоторые отрицают этот стиль, как слишком простой, в то время как другие находят достаточно глубины для изучения всю жизнь.

Ип Ман Вин Чун

Экономия действия, осуществленного через теорию центральной линии, является ключевой идеей в Вин Чун. Если действие простое и эффективное, то это – хороший Вин Чун. Сложные внешне эффектные движения не являются частью Вин Чун. Однако, удар с расстояния в два сантиметра, “липкие руки” с завязанными глазами и деревянный манекен достаточно впечатляющи и многих привлекают к этому искусству.

Книги о Вин Чун всегда подчёркивают, что Вин Чунь – искусство женщины. Это означает, что грубая сила не должна использоваться. Правильная позиция, ощущение, тайминг и стратегия заменяют грубую силу. Сегодня есть женщины ростом чуть выше полутора метров и весом около пятидесяти килограммов, которые могут победить намного более сильных мужчин ростом под два метра и весом более ста килограммов. Это означает, что хорошие навыки могут компенсировать разницу в размерах. Это было первоначальной целью стиля Вин Чун.

Наличие многих оригинальных тренировочных идей позволяет подготовить учеников Вин Чун за относительно короткий период времени. К таким идеям относятся тренинг с деревянным манекеном и Чи Сау или «липкие руки». Сегодня многие боевые искусства используют некоторые из этих идей в своих тренировках.

Что такое Чи Сау Вин Чун?

 Чи Сау – “фирменная марка” Вин Чунь, которая буквально означает «липкие руки» или «цепляющиеся руки». В принципе это неправильное определение, так как бойцы Вин Чунь не пробуют хватать или придерживать руки противника. Вместо этого Чи Сау даёт повышенное ощущение понимания, которое делает контактный рефлекс лучшим и более острым, чем у людей, незнакомых с такой практикой. Многие боевые искусства избирают своей стратегией нанесение удара и последующее отступление. Стратегия Вин Чун состоит в том, чтобы маневрировать и действовать на короткой дистанции. Вин Чун заполняет промежуток между стратегией “ударил и беги” и борьбой в захвате.

Другие боевые искусства также пробуют включить своего рода Чи Сау в программы их обучения. Однако, с точки зрения Вин Чун, они часто упускают цель упражнения. Только сохранять две руки в контакте с партнёром, и “приклеиваться” к противнику независимо от положения его рук – плохая идея. Этот вид свободной игры руками не ведёт к хорошим результатам.

Цель Чи Сау скорее в том, чтобы почувствовать ошибки центральной линии, которые встречаются резкими контратаками.

Вин Чун  тренинг

Тренинг в Вин Чунь продолжается в логичном порядке шаг за шагом. Первая форма Вин Чун даёт все основные принципы искусства. Вторая форма учит, как сократить промежуток между вами и вашим противником. Деревянный манекен учит, как наносить мгновенный удар. “Липкие руки” учат, что делать, если контакт нарушается.

Ип Ман Вин Чун

Ученики часто спрашивают, имеет ли Вин Чун то или иное движение? Бойцы Вин Чун не ограничиваются в использовании движений. Достижение эффективного результата – вот главная задача. Вин Чун использует удары кулаком, ладонью, пальцами, ребром ладони, ногами, локтями, плечами, головой, коленями и бёдрами. Подсечки и другие формы нарушения равновесия противника также являются частью искусства. Удары, которые используют на короткой дистанции, составляют арсенал Вин Чун. Вин Чун характеризуется короткими взрывными атаками рук, низкими ударами ногами и одновременными нападением и защитой.

О различных ветвях Вин Чунь

Все ветви Вин Чун практикуют одни и те же формы и те же самые тактические и стратегические принципы. Различия заключаются в применениях этих форм и принципов, в углах техник, в типе ощущения и в используемой силе. Некоторые школы верят, что грубый и жесткий подход в начале, и более мягкий подход позже, есть путь развития. Другие школы не соглашаются и предпочитают мягкий подход с самого начала. Кеннет Чун написал хорошую статью для Интернет относительно этого мягкого подхода. По сути термин «мягкий» является неверным, потому что техники Вин Чун не могут быть “слишком сильными и мягкими”. Касание Вин Чун может быть мягким или жёстким, но всегда липким и чувствительным. Действия рук минимальны, хотя на короткой дистанции сила весьма важна. Все ветви стиля подчёркивают эти идеи.

 

(автор — Ray Van Raamsdonk ::: авторское право на перевод © ISI 1998 ::: добавлена 01.12.2003)

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники